ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ

Piazza Venezia

ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ - Аудиогид
00:00 / 00:00

Площадь Венеции (piazza Venezia)

Несмотря на небольшой размер эта знаменитая площадь хранит очень много тайн (впрочем, для Рима это обычное дело). Свое имя площадь получила от стоящего на ней Дворца Венеции. Посмотрите, как выглядит здание, которому шесть веков.

Первые сто лет жизни его называли «палаццо Барбо», потому что дворец был построен по заказу венецианского кардинала Пьетро Барбо, который впоследствии стал папой Паоло II. Не знаю, каким уж он был папой, но ценителем античных ценностей точно не был — стройматериалы для дворца активно изымались из Колизея и театра Марцелла. Еще Паоло II любил лошадиные бега. Они, как мы помним, проходили по улице Корсо, а финиш был как раз на площади Венеции. Папа наблюдал за лошадками с того самого балкона, с которого четыре века спустя, 9 мая 1936 года, Муссолини объявит о рождении империи.

 

Но не будем забегать вперед. С середины XVI века и аж до конца XVIII дворец служил посольством Венеции, поэтому первоначальное имя «палаццо Барбо»изменилось на сегодняшнее «палаццо Венеция». Народ за два с половиной века к новому названию привык и папу-лошадника позабыл (так ему и надо, за Колизей!).

Потом настала очередь Австрийского посольства, которое занимало здание дворца больше ста лет, но у австрияков на место в памяти римлян изначально шансов не было. А в 1927 году дуче Бенито Муссолини пришел, увидел и экспроприировал дворец. Его можно понять — внутримножество интереснейших комнат и залов, построенных вокруг средневековой башни. Стены дворца в 1770 году слышали четырнадцатилетнего Вольфганга Амадеуса Моцарта, отыгравшего полный концерт, а в 1842 — Йоакина Россини с его Stabat Mater.

 

На самом деле внешне дворец Венеции не такой уж и красавец по сравнению с другими зданиями, населяющими славную площадь. Краше него даже сосед – изящный  особняк середины XVII века, построенный знаменитым архитектором по заказу двух знаменитых маркизов.

И кто из римлян сейчас, без подсказки Википедии, помнит как их зовут? Никто. Зато особняк знают все, он стал знаменитым в 1818, когда туда заселилась Мария Летиция Рамолино, престарелая мать Наполеона. Да, того самого, который Бонапарте. И здание носит то же имя — Дворец Бонапарте. Видите зеленый балкон на углу? Там мать Наполеона проводила день за днем, наблюдая за повозками и пешеходами, снующими по площади, носящей в те времена имя Сан Марко. Мария Летиция не удалилась с балконадаже когда ее покинуло зрение, просто с тех пор рядом стояла прислуга и комментировала живое «кино».

 

Теперь посмотрите на здание Дворца «Общее страхование», о котором, впервые попав на площадь, вы подумали, что это и есть Дворец Венеции. Потому что, во-первых, окна с колонной посредине напоминают о городе любви, а во вторых, Лев святого Марка — символ Венеции. На самом деле окна только прикидываются венецианскими — те правильные, трехчастные, а эти романские, двухчастные. А вот насчет льва угадали — животное шестнадцатого века привезли из Падуи, оно раньше красовалось там на крепостной стене. Однако все остальное построено всего сто лет назад, в начале XX века. По римским меркам, дом-младенец.

Еще один юнец, хотя и гигантского роста, стоит в самом центре площади. Римляне его терпеть не могут и обзывают «вставной челюстью», «печатной машинкой» и «свадебным тортом». Хотя на самом деле называется он Витториано – монумент в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. Если бы не этот король Савойской династии, Италия до сих пор оставалась бы лоскутным одеялом из маленьких королевств. А так все слились в один колхоз, что очень нравится изворотливому югу и не очень – работящему северу.

Но вернемся же к «челюсти»! То есть «торту». Как обычно бывает в Риме, чтобы его построить, снесли все что можно: и средневековый монастырь Арачели, и колонну Павла III, и три дворца, среди которых дворец Торлония (полное название Неро-Болоньетти-Торлония). В этом последнем дворце проводились закрытые вечеринки, простите, приемыдля венценосных особ, так что, можно сказать, фундамент Витториано несет на себе следы ног Бурбонов, герцога Баварского и Великого царя Александра. Но их не видно.

 

 

Зато виден король Виктор Эммануил II, на коне, бронзовый, высотой 12 метров, весом  50 тонн. Под памятником небольшая терраса: по центру богиня Рома, справа барельеф под названием «Триумф любви к Родине», слева — барельеф «Триумф работы». На заднем плане колоннада, и над ней портик с шестнадцатью республиками, простите, регионами Италии, слева от которых четверка коней, везущих девушку по имени Единство, справа — другая четверка с девушкой по имени Свобода.

А внизу, под террасой, прячется добавленная после Первой мировой войны могила Неизвестного солдата. Из-за нее комплекс был официально переименован в Алтарь Отечества. Но римляне, конечно, оставили свои названия. 

 

Еще одна, хоть и невидимая «новинка» площади Венеции — Атеней. Эта основанная императором Адрианом в 135 году нашей эры школа изящных искусств, в число предметов которой входили риторика, философия и логика. Атеней был откопан в 2009 году при строительстве метро. Тут вообще где ни копни чего-нибудь, да найдешь. Римляне, можно сказать, ходят по Атлантиде и хнычут, что метро строится слишком медленно.