top of page
Поиск

Остров Тиберина


Острове Тиберина (Isola Tiberina) равно корабль посреди Тибра

Жители Вечного города гордятся своей справедливостью, поэтому они говорят, что остров — это обросшие илом снопы зерна, принадлежащего изгнанному царю Тарквинию, которые древние обитатели Рима сбросили в реку. Не верьте — остров гораздо старше тирана-царя. К тому же, маловероятно, чтобы римский народ избавлялся от бесплатного добра, даже ради красивого жеста. И потом — остров совсем не похож на стог, он похож на корабль.

И не случайно — его таким сделали в память о судне, на котором во время чумы отправилась в Грецию римская делегация. Целью путешествия был храм Эскулапа — бога медицины, который нам знаком по посоху, обвитому змеей — сегодня он на каждой аптеке.

И вот, когда римляне уже отплывали обратно, на корабль заползла одна из священных змей, и выползти изволила только на острове Тиберина. Горожане знаку вняли и построили там храм, посвященный Эскулапу, который стал заодно и лечебницей, где больных лечили чистой водой из источника. Так чума была побеждена. По-хорошему, надо было остров делать в форме змеи, но лодка проще. Борта острова облицовали травертином, а в центр водрузили мачту-обелиск.

Храма Эскулапа больше нет — на нем построили базилику, которая сейчас носит имя Святого Варфоломея на Острове (San Bartolomeo all'Isola) — там хранятся мощи святого Варфоломея. Возле алтаря есть средневековый колодец, который и был тем самым источником чудесной воды. Его заколотили в средневековье, когда чума вернулась, а чудо со святой водой не повторилось: попив из колодца, больные умирали.

Piazza di San Bartolomeo all'Isola, 22

Пн-сб 9.00 – 13.00 / 15.30 – 17.30

Вс 9.00 – 13.00 Обелиск же сменила «позорная колонна». На ней висела табличка с именами тех, кто не был на пасхальной мессе. Черный список был довольно длинным, и когда колонну в один прекрасный день снесла повозка, свидетели «ничего не видели». Нынешнюю колонну поставили в середине XIX века — на шпиле крест, в основании — Святой Варфоломей, Франциск Ассизский (учредитель ордена францисканцев, монастырь которых был рядом с церковью), Павлин Ноланский (его мощи тоже в базилике) и Иоанн Божий — основатель больницы «Фатебенефрателли» (Fate bene fratelli) означает «поступайте хорошо, братья!». Именно этой фразой стоявший возле больницы основатель ежедневно обращался к прохожим, намекая на милостыню. С больницей слилась церковь Сан-Джованни-Калибита (San Giovanni Calibita), знаменитая Мадонной Фонаря (Madonnа della Lanterna) (Стр.111)

Покидаем остров мы по второму мосту — Мосту Честио (Ponte Cestio). Он тоже немолодой, родился всего на полтора десятка лет позже своего собрата. Отец точно не установлен, то ли Гайо Честио (претор), то ли его брат Лучио Честио (политик). Мост называется общей фамилией, никто не в обиде.

На его арках тоже много сокращений, по которым можно догадаться о тех, кто реставрировал и многажды переделывал мост, не давая ему закончить свои дни подобно соседу, остатки которого хорошо видны с острова Тиберина.


Это Разрушенный мост (Ponte Rotto) равно Мост Эмилио — живое назидание архитекторам не строить мосты в неположенных местах. В этом месте — либо течение Тибра, либо мост. Кто выиграл, видно. Ну ладно в 241 году до нашей эры архитекторы ошиблись, но зачем было перестраивать мост раз за разом, для того лишь, чтоб следующее наводнение разрушило красоту снова? Среди тех, кто бесславно трудился над мостом, замечен даже Микеланджело. Наверное, не посмел перечить заказчику, которым был Ватикан. Последним папой, решившимся на реконструкцию, был Грегорий XIII — это его фамильный герб с драконом мы видим на айсберге моста, там еще надпись для тех, кто не разбирается в гербах, о том, что именно он в 1575 юбилейном году починил мост, который река все время забирает. И всего лишь через 23 года река забрала его окончательно. Остался живописный балкончик посреди Тибра, к которому провели железные мостки, но уже было ясно, что все, что стоит в этом месте — временно. И тогда рядом, в правильном месте, построили мост Палатино (Ponte Palatino).


bottom of page