top of page
Поиск

"Сладкая жизнь" Рима



В Риме много призраков. Юлий Цезарь шагает к театру Арджентина на последнее заседание сената; в фонтане Четырех рек тушит пламя своего костра юная святая Агнесса; лунными ночами выходит на маленькую площадь Сант Аполлонии жена графа Калиостро. Но кроме римлян всех эпох в Вечном городе можно встретить и другие призраки, особенные. Они никогда не жили на самом деле, однако живут в наших душах и будут жить там всегда. Это герои любимых итальянских фильмов.

Черно-белые дети Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, колоритные создания Нанни Моретти и Паоло Соррентино, все они здесь. Хотите их отыскать? Это нетрудно — они до сих пор там, где снималась их история. «Адреса» героев разбросаны по всему Вечному городу, но есть одно место, в котором можно увидеть сразу нескольких из них. Это, конечно, знаменитый фонтан Треви (Fontana di Trevi).

История фонтана началась еще до нашей эры, когда генерал и консул Марк Агриппа, который в свободное от политики и войн время занимался архитектурой, провел акведук Аква Вирго прямо до своих терм. Конечным пунктом акведука был перекресток трех улиц, называемый treio, от него, предположительно, и пошло название фонтана.

В ту пору он выглядел так: три страшных рожи, из которых в три небольших бассейна лилась вода. В таком виде, разумеется, фонтан и мечтать не мог, что в нем будет купаться несравненная Анита Экберг (Сильвия, «Сладкая жизнь», 1960). Надежда появилась лишь в 15 веке, когда папа римский Николай V заменил три маленьких бассейна одним большим и отреставрировал рожи. Но для появления Аниты этого было недостаточно, таким женщинам требуется рука настоящего мастера, и вот в 1640 году заказ переделать фонтан получает гениальный Джан Лоренцо Бернини — скульптор, архитектор и любимчик папы римского Урбана VIII.

Бернини резво взялся за дело: выкинул рожи, а прямоугольный бассейн переделал в два полукруглых. Посередине над водой стал строить скульптурную группу, окружавшую Девственницу. Марию, думаете?

Не угадали. Наша Девственница связана с акведуком, по которому в фонтан поступает вода. Легенда гласит, что некая девственница показала солдатам путь к ручью, из которого взял свое начало акведук. Поэтому он и называется Аква Вирго: Virgo (лат.)=Vergine (ит.)=Девственница.

Однако со смертью Урбана VIII строительство заглохло, и фонтану пришлось ждать целый век, пока римские папы (по очереди, конечно, не все сразу) объявляли конкурсы и рассматривали проекты видных итальянских и зарубежных мастеров. В конце концов Клемент XII, фамильный герб которого мы видим наверху фонтана, выбрал проект, и в 1762 году прошла инаугурация. Надо заметить, в тот день фонтан уже выглядел точно таким, каким мы видим его сегодня.

Кстати, а что именно мы видим? Четыре статуи под балюстрадой — времена года. Видный мужчина в карете-раковине — это Океан. Карету везут два морских коня, которых ведут два морских Тритона. Один конь буйный — он олицетворяет бурю, а другой спокойный — это штиль. Две статуи в нишах — Изобилие (слева) и Целебность (справа). А верхние барельефы рассказывают легенду про солдат и Девственницу.

В таком виде фонтан уже можно было продавать, что и проделал с успехом Тото — главный герой фильма «Тототруффа 62» (1961, режиссер Камилло Мастрочинкуэ). «Этот фонтан принадлежит уже много поколений моей семье!» — говорил он наивному американскому туристу, указывая на мраморное чудо дворца Поли.

Второй этаж этого дворца в начале 30-х годов XIX века снимала великая княгиня Зинаида Волконская. Что бы вы сделали, если б у вас была возможность снять второй этаж дворца Поли?

А вот княгиня открыла музыкально-литературный салон. Ах, какой это был салон! Художники Иванов и Кипренский, поэты Тютчев и Жуковский были его завсегдатаями. Именно здесь Гоголь впервые прочел там своего «Ревизора», а Карл Брюллов познакомился со своей возлюбленной — Юлией Самойловой. Не они ли там стоят у окна, любуясь Анитой Экберг, что нежится под сверкающими струями? «Марчелло, иди сюда!» — кричит она ошарашенному Мастроянни. «Да, Сильвия! Я иду!» — кивает тот, залезая в фонтан.

О, их ночное купание никого не оставило равнодушным. Настолько, что сцена съемок вошла целиком в другой шедевр итальянского кинематографа — «Мы были так любимы» (1974, режиссер Этторе Скола) — его герои сидят в карете скорой помощи, не в силах оторвать глаз от объятий Марчелло и Сильвии.

Фонтан Треви гипнотизирует своих гостей, поэтому не удивляйтесь, если вам неожиданно захочется тоже зайти в прохладные воды, слушать журчание истории, стать героем фильма… Но не следует. Штраф 500 евро, дорогие друзья. И находятся такие, кто его платит…

Мы же станем спиной ко дворцу Поли и кинем монетку правой рукой через левое плечо, чтобы однажды сюда вернуться. Ведь еще так много чудесных фильмов фонтан Треви может нам показать!

bottom of page